«аочное дистанционное образование
с получением государственного
диплома ћосковского государственного индустриального
университета (ћ√»”) через Internet
√лавна€  арта сайта Ќовости ќб авторе  онтакты √остева€ книга
 


Ќачинаетс€ набор на заочную форму обучени€ на 2014/2015 учебный год
подробнее   >>>
 

ѕриглашаем прин€ть участие в конференции и конкурсах!
подробнее   >>>
 

ƒень открытых дверей
подробнее   >>>
 

Ќа базе филиала открыт ÷ентр тестировани€ иностранных граждан по русскому €зыку
подробнее   >>>
 

22 марта 2014г. состоитс€ круглый стол '“анго сожженной ¬€зьмы'
подробнее   >>>
 


все новости...

 

 

 

“ема 4.Ћитературна€ норма. ѕравильность произношени€. ѕравильность ударени€. ќсновные лингвистические единицы €зыка

<

–ассылки Subscribe.Ru
—овременное образование
ѕодписатьс€ письмом

÷ель: ознакомить студентов с основными правилами произношени€, ударени€, дать представление о лингвистических единицах €зыка.

ѕлан зан€ти€: ‘онетические нормы. ѕроизношение звуков и их комбинаций.  олебани€ в ударении. јртикул€ци€. —тили произношени€. ќсновные единицы €зыка Ц Ђфонемаї, Ђморфемаї, Ђсловосочетаниеї, Ђпредложениеї. —лово Ц основна€ лингвистическа€ единица. ѕарадигматические, синтагматические, иерархические отношени€ между лингвистическими единицами.

—овременный русский литературный €зык отличаетс€ от жаргонов, внелитературного просторечи€, местных говоров тем, что имеет систему норм произношени€.  ак должны произноситьс€ те или иные звуки в определенных фонетических позици€х, в определенных грамматических формах и группах слов Ц всеми этими вопросами занимаетс€ орфоэпи€ (от греч.:orthos Ц правильно, epos- речь).

¬ажнейшие черты русского литературного произношени€ сложились в первой половине 18 века на основе разговорного €зыка г. ћосквы (так называемого московского говора).

¬ зависимости от темпа речи различаютс€ полный и неполный стили произношени€. ѕри медленном темпе речи полный стиль характеризуетс€ отчетливым произношением звуков, тщательностью артикул€ции. ¬ неполном стиле отмечаетс€ менее отчетливое произношение и сильное сокращение, или редукци€ звуков.

–азличаютс€ также высокий (академический) стиль произношени€, которому свойственна особа€ эмоциональность, и разговорный, используемый в общении. ѕолный стиль произношени€ можно наблюдать, слуша€ речь дикторов радио и телевидени€. ¬ысокий стиль отличает речь актеров, читающих стихотворный текст. ѕолный и высокий стиль произношени€ Ц неотъемлемое условие ораторского искусства.

ѕроизношение безударных гласных звуков

¬ безударных слогах гласные подвергаютс€ изменени€м в результате ослаблени€ артикул€ции.  ачественна€ редукци€ Ц это изменение тембра звучани€ гласного; количественна€ редукци€ Ц это уменьшение его долготы и силы. √ласные, наход€щиес€ в первом предударном слоге, измен€ютс€ незначительно, в большей степени редуцируютс€ гласные остальных безударных слогов. —ледует выделить слабые и сильные позиции гласных звуков в слове. —ильна€ позици€ - гласный звук под ударением. ќстальные позиции - слабые. Ќапример, в слове го-ло-ва звук а (окончание) находитс€ в сильной позиции, остальные - в слабой. ¬о втором слоге звук о находитс€ в первой предударной позиции и лишь частично тер€ет долготу звука (произноситс€ не так прот€жно)- обозначаетс€ ^ , в первом слоге звук о редуцируетс€, т.е. полностью утрачивает звучание: гъл^ва. ѕолностью утрачивают звучание звуки и в заударных слогах: полоска- п^лоскъ. Ёто редукци€ качественна€ - т.е. ослабление и изменение звучани€ гласных в безударном слоге. √ласные а, о после твердых согласных в первом предударном слоге произнос€тс€ как ослабленный звук а -^ : с^ды, д^ма.; во втором предударном и заударном слоге как ъ : съд^вот (садовод), дъм^во! (домовой)

√ласные а, о, э после м€гких согласных в первом предударном слоге произнос€тс€ как и с оттенком э - иэ, а во второй предударной и заударной позици€х - как ь: п,иэт,и (п€ти), л,иэдок (ледок), л,иэса (леса), п,ьт^ч,ок (п€тачок), л,ьд^кол (ледокол). √ласный Ё после твердых согласных в первом предударном звучит как ыэ, а во втором предударном и заударном как ъ : шыэс,т,и (шести), шъс,т,ибал,ны! (шестибальный), на шъс,т,ь (на шесть).

–едукци€ количественна€ - это уменьшение долготы и силы звучани€ гласного в безударном слоге.  оличественно редуцируютс€ гласные и ,ы ,у: сын- сыны, суднъ-суда , у них не мен€етс€ качество звучани€ в безударной позиции, оно лишь несколько ослабл€етс€.

÷ель: ознакомить студентов с основными правилами произношени€, ударени€, дать представление о лингвистических единицах €зыка.

ѕлан зан€ти€: ‘онетические нормы. ѕроизношение звуков и их комбинаций.  олебани€ в ударении. јртикул€ци€. —тили произношени€. ќсновные единицы €зыка Ц Ђфонемаї, Ђморфемаї, Ђсловосочетаниеї, Ђпредложениеї. —лово Ц основна€ лингвистическа€ единица. ѕарадигматические, синтагматические, иерархические отношени€ между лингвистическими единицами.

—овременный русский литературный €зык отличаетс€ от жаргонов, внелитературного просторечи€, местных говоров тем, что имеет систему норм произношени€.  ак должны произноситьс€ те или иные звуки в определенных фонетических позици€х, в определенных грамматических формах и группах слов Ц всеми этими вопросами занимаетс€ орфоэпи€ (от греч.:orthos Ц правильно, epos- речь).

¬ажнейшие черты русского литературного произношени€ сложились в первой половине 18 века на основе разговорного €зыка г. ћосквы (так называемого московского говора).

¬ зависимости от темпа речи различаютс€ полный и неполный стили произношени€. ѕри медленном темпе речи полный стиль характеризуетс€ отчетливым произношением звуков, тщательностью артикул€ции. ¬ неполном стиле отмечаетс€ менее отчетливое произношение и сильное сокращение, или редукци€ звуков.

–азличаютс€ также высокий (академический) стиль произношени€, которому свойственна особа€ эмоциональность, и разговорный, используемый в общении. ѕолный стиль произношени€ можно наблюдать, слуша€ речь дикторов радио и телевидени€. ¬ысокий стиль отличает речь актеров, читающих стихотворный текст. ѕолный и высокий стиль произношени€ Ц неотъемлемое условие ораторского искусства.

ѕроизношение безударных гласных звуков

¬ безударных слогах гласные подвергаютс€ изменени€м в результате ослаблени€ артикул€ции.  ачественна€ редукци€ Ц это изменение тембра звучани€ гласного; количественна€ редукци€ Ц это уменьшение его долготы и силы. √ласные, наход€щиес€ в первом предударном слоге, измен€ютс€ незначительно, в большей степени редуцируютс€ гласные остальных безударных слогов. —ледует выделить слабые и сильные позиции гласных звуков в слове. —ильна€ позици€ - гласный звук под ударением. ќстальные позиции - слабые. Ќапример, в слове го-ло-ва звук а (окончание) находитс€ в сильной позиции, остальные - в слабой. ¬о втором слоге звук о находитс€ в первой предударной позиции и лишь частично тер€ет долготу звука (произноситс€ не так прот€жно)- обозначаетс€ ^ , в первом слоге звук о редуцируетс€, т.е. полностью утрачивает звучание: гъл^ва. ѕолностью утрачивают звучание звуки и в заударных слогах: полоска- п^лоскъ. Ёто редукци€ качественна€ - т.е. ослабление и изменение звучани€ гласных в безударном слоге. √ласные а, о после твердых согласных в первом предударном слоге произнос€тс€ как ослабленный звук а -^ : с^ды, д^ма.; во втором предударном и заударном слоге как ъ : съд^вот (садовод), дъм^во! (домовой)

√ласные а, о, э после м€гких согласных в первом предударном слоге произнос€тс€ как и с оттенком э - иэ, а во второй предударной и заударной позици€х - как ь: п,иэт,и (п€ти), л,иэдок (ледок), л,иэса (леса), п,ьт^ч,ок (п€тачок), л,ьд^кол (ледокол). √ласный Ё после твердых согласных в первом предударном звучит как ыэ, а во втором предударном и заударном как ъ : шыэс,т,и (шести), шъс,т,ибал,ны! (шестибальный), на шъс,т,ь (на шесть).

–едукци€ количественна€ - это уменьшение долготы и силы звучани€ гласного в безударном слоге.  оличественно редуцируютс€ гласные и ,ы ,у: сын- сыны, суднъ-суда , у них не мен€етс€ качество звучани€ в безударной позиции, оно лишь несколько ослабл€етс€.
 
стр. 1, 2, 3

“ема 3.Ћ»“≈–ј“”–Ќјя Ќќ–ћј. ѕ–ј¬»Ћ№Ќќ—“№ —Ћќ¬ќ”ѕќ“–≈ЅЋ≈Ќ»я (продолжение) “ема 3.Ћ»“≈–ј“”–Ќјя Ќќ–ћј. ѕ–ј¬»Ћ№Ќќ—“№ —Ћќ¬ќ”ѕќ“–≈ЅЋ≈Ќ»я (морфологи€) “ема 5. –ечевое взаимодействие.  ультура ораторской речи. –оды и виды ораторского искусства “ема 4. Ћитературна€ норма. ѕравильность произношени€. ѕравильность ударени€. ќсновные лингвистические единицы €зыка (ударение). “ема 4.Ћитературна€ норма. ѕравильность произношени€. ѕравильность ударени€. ќсновные лингвистические единицы €зыка(ћорфема) “ема 5. –ечевое взаимодействие.  ультура ораторской речи. –оды и виды ораторского искусства (продолжение) 
деньги